Весной 2022 года Россию покинули многие зарубежные бренды одежды: группа компаний Inditex (Zara, Pull & Bear, Massimo Dutti, Oysho и Stradivarius), H&M, Uniqlo и многие другие. Казалось бы, рынок массмаркета освободился, чем не возможность российским дизайнерам и предпринимателям проявить себя? Не все же нам ходить в одежде от зарубежных компаний и обходными путями заказывать новые коллекции! Но не все так просто, как кажется на первый взгляд.

Начнем с рисков. В первую очередь, стоит отметить, что в России элементарно нет тканей, либо она уступает по качеству импорту, но в любом случае даже нити для тканей закупаются за рубежом, отсюда вывод — расходы на логистику и закупку напрямую зависят от иностранной валюты, зачастую это доллар. На данный момент курс стабилизировался, но в сегодняшней ситуации стоит учитывать этот момент.

Уход крупных западных брендов — безусловно освобождение огромной части рынка. Потребители будут искать замену, не желая отказывать себе, мало кто захочет обходными путями заказывать одежду ушедших брендов и ждать ее неделями, когда можно найти что-то подобное, а возможно и лучшее от российских компаний. Но стоит понимать, что эта возможность в первую очередь для средних и крупных компаний — люди хотят видеть качество и приемлемую цену, не выходя из привычных торговых центров. Большинство российских модельеров, которые ранее в основном продавались онлайн уже пошли в оффлайн и начинают занимать свободные места.

С другой стороны — это цепная реакция, рост компаний будет способствовать смену их вектора в сторону потребителя, то есть усреднение не только стоимости, но самой уникальности вещей. Разумеется, это не станет чем-то клишированно-банальным, все-таки мы говорим о fashion-индустрии, но все же молодые бренды, которые умеют выделяться определенно имеют шанс. Таким образом, речь идет в первую очередь об усилении конкуренции между уже крепко стоящими на ногах компаниями, которые способны помериться как капиталами, так и профессионализмом.

Отсюда напрашивается интересный для предпринимателей вывод — идея с франшизой российских брендов одежды, которые были как минимум близки к тому, чтобы составлять конкуренцию ушедшим компаниям, вполне имеет смысл быть рассмотренной.

Что касается запуска именно своего бренда то, этот бизнес никогда не был простым, а сейчас добавилось еще несколько факторов.

В первую очередь, материалы. То о чем мы уже писали выше. Найти хорошую ткань в России далеко непросто, многие бренды закупались в Италии, Китае и Турции. Все, что касается расчета в долларах, то тут все зависит от курса и логистики. К примеру фура из Турции теперь проезжает обходными путями и стоит на порядок дороже. В любом случае все зависит от умения предпринимателя найти поставщиков и от того, какие ткани и какого качества нужны для производства.

Второй момент — это маркетинг. Все, что касается онлайн продаж и запуска брендов одежды и аксессуаров, еще год назад касалось, в первую очередь, и Instagram* (*владелец Facebook и Instagram компания Meta признана экстремистской организацией и запрещена на территории РФ). Теперь рассказывать о бренде и делать первые продажи придется остальными доступными способами. Конечно такой же “визуальной связи” с потребителем найти сложно, но прежде чем открывать свой оффлайн-бутик вам стоит нащупать, чего именно от вас хочет получить покупатель. Если говорить о, ставших популярных в России маркетплейсах, то тут действительно есть спрос, к примеру Wildberries фиксирует рост продаж одежды, обуви и аксессуаров на 72% в первом полугодии 2022 года, при этом стоит понимать, что конкуренция между маленькими брендами внутри него только растет.

Подводя итог, хотелось бы сказать, что любой бизнес — это всегда риск, но этот риск должен быть оправдан и опираться на расчеты. Поэтому, если вы давно задумывались открыть свой бренд одежды, то, пожалуй, сейчас самое время отшить пробную партию для витрины, выбрать площадку и собрать первые предзаказы.

В любом случае, этот год показал, что в общем и целом потребитель вполне готов к импортозамещению, что скажет бизнес? Пожалуй, в мире fashion-индустрии, ответ будет окончательным, когда на нашем рынке появится, бренд обуви, кроссовки и кеды которых, смогут отвоевать российскую молодежь у мировых гигантов.

Продолжим следить за развитием ситуации здесь и в ВК.