Насколько реальны линии разлома между поколений?
Согласно социологической теории, людей можно разделить на категории в соответствии с принадлежностью к поколениям. Если не вдаваться глубоко в смысл данной теории, то простыми словами можно сказать так: поколение Z ненавидит бумеров, все ненавидят миллениалов, и никому нет дела до поколения X. Но в этих междоусобицах между поколениями есть нечто большее.
Поколение Z мягкое, миллениалы смущают, бумеры злые, и никто не думал о поколении X годами. Даже если мы не можем точно вспомнить, какой возраст определяет каждую когорту, многие люди могут предложить эти стереотипы поколений. Эти якобы глубокие различия использовались для объяснения меняющегося отношения к определенным цветам, растущей популярности острой пищи и даже предполагаемого наступления взрослой жизни. Но хотя фреймы поколений распространены повсеместно, насколько реальны эти линии разлома?
Исследовательский центр Циркон в течении длительного времени проводил опросы и исследования о том, что думает, чувствует и делает каждое поколение. Даты его начала и окончания для поколений стали стандартом для публикаций, академических исследований и обывательских споров. Но все чаще исследователи заявляют, что теряется актуальность использования ярлыков поколений, таких как миллениалы и поколение Z. Тем самым незаметно наступает конец традиции, которая в последние годы стала источником горячих споров и растущего разочарования в социальных кругах.
Проблема заключается в том, что то, что часто называется поколением, охватывает слишком широкий временной промежуток, чтобы дать какую-либо полезную информацию. Поколения охватывают от 15 до 18 лет, что затрудняет выделение нескольких характеристик, которые реально применимы ко всей группе. 27-летний человек, вероятно, испытает сегодняшние молниеносные социальные и технологические изменения иначе, чем, например, 39-летний, хотя оба считаются миллениалами. И, возможно, трудно делать какие-то выводы о поколении, старшие члены которого уже работали, когда разразился экономический кризис 2008 года, а младшие только что закончили начальную школу.
Вопрос не в том, отличаются ли современные молодые люди от сегодняшних людей среднего или старшего возраста, а в том, отличаются ли молодые люди сегодня от молодых людей в какой-то конкретный момент в прошлом.
Но действительно ли существует сплоченное поколение Z? Есть ли смысл сравнивать миллениалов с бумерами? Всегда ли 20-летние просто 20-летние? По своей сути поколения и их различия — просто выдуманы. Но если поколения фальшивые, почему мы продолжаем придерживаться этой теории?
Фальшивые поколения
Вы, вероятно, знакомы с уникальным привкусом недовольства каждого поколения. Миллениалы (родившиеся с 1981 по 1996 год) ленивы, зациклены на себе и медленно «раскачиваются». Бэби-бумеры (с 1946 по 1964 год) эгоистичны и, по сути, являются корнем всех социальных бед. Представители поколения Z (с 1997 по 2012 год) одержимы технологиями, психологически уязвимы и либо слишком «проснулись», либо недостаточно «проснулись» (похоже, что в этом вопросе нет окончательного мнения). А представители поколения X (с 1965 по 1980 год) никого не волнуют.
Идея поколений родилась примерно столетие назад. Социологи разработали понятие дискретных «поколенческих единиц» поколений» — это когда группа людей переживает историческое или культурное событие в период становления, у них развивается особое сознание, которое становится частью их общей идентичности.
В то время как идея поколений просачивалась десятилетиями, сегодняшняя одержимость возрастными когортами восходит к книге 1991 года «Поколения». Авторы книги, Уильям Штраус и Нил Хоу, опирались на «длинную линию квазинаучного романтического исторического мышления поколений», чтобы помочь популяризировать сегодняшнюю «поколенческую» терминологию. В книге даже придумали термин «миллениал».
С момента выхода влиятельной книги Штрауса и Хоу ярлыки поколений «бэби-бумер», «поколение X», «миллениалы» и «поколение Z» появились в десятках торговых книг в мягкой обложке, тысячах газетных заголовков во всем мире, в социальных сетях. Каждый из этих ярлыков связан с набором предполагаемых психологических черт, моделей поведения и политических обязательств, типичных для каждого соответствующего поколения.
Но социологов уже давно раздражает идея использования поколений для понимания нашей меняющейся культуры, и существует множество проблем с чрезмерным использованием концепции поколений. Дискуссии между поколениями имеют тенденцию игнорировать такие важные переменные, как раса, образование и пол. И они часто усиливают точки воспринимаемых различий вместо того, чтобы отражать сходство между группами. В тот или иной момент бумеры, представители поколения X, миллениалы и представители поколения Z были заклеймены как эгоцентричные социопаты своего времени.
Большая часть увлечения поколений сводится к интересу людей к тому, чем занимаются дети. Но даже в этом случае опросы об отношении представителей поколения Z обычно не учитывают важный контекст. Проблема в том, что молодые люди меняются по мере взросления. Поэтому мы не можем реально оценить, насколько их отношение и поведение уникальны, без использования исторических данных.
Например, чтобы увидеть, действительно ли отношение молодых людей к работе настолько отличается от отношения пожилых работников, исследователям потребуются данные о взглядах молодых людей на работу с течением времени. Но таких исторических данных, к сожалению, не хватает. Так что трудно, если не невозможно, сравнить мысли поколения Z о рабочем месте с мыслями поколения X о рабочем месте, когда они были одного возраста. И без этих исторических данных вы действительно сравниваете то, как 20-летние относятся к работе с тем, как к ней относятся 50-летние.
Дети в наши дни
Искусственная или нет, но напряженность между поколениями превратилась в простую стенографию для рекламщиков, писателей и консультантов. Популярные репортажи о поколениях, как правило, заполняют пробелы в информации обобщениями, которые превращают различные группы в крылатые фразы. Но этот неприятный рефлекс не обязательно можно списать на цинизм или злой умысел — по крайней мере, не полностью. Это также происходит из настоящего, сострадательного человеческого желания соединиться друг с другом. Разговор поколений может помочь людям избавиться от недопонимания, особенно в периоды быстрых социальных и технологических изменений.
Стереотипы очень сильны, независимо от того, любите вы их или ненавидите. Когда вы нажимаете на ссылку со статьей о концепциях поколения, это может быть потому, что вы раздражены или смеетесь над стереотипом, который изображен в заголовке, но это также потому, что вы пытаетесь понять, как меняется культура.
В целом ярлыки поколений затрудняют проводить реальные различение черт поколений и универсальных или многофакторных явлений. Если происходит какое-то событие и что-то меняет для всех — эти вещи не связаны с поколениями, и последующие изменения не являются примерами смены поколений. Но поскольку мы зациклены на ярлыках поколений, мы можем предположить, что это так. Мы можем сказать: «О, дети в наши дни другие», когда на самом деле люди в наши дни другие, а дети есть дети.
Создавая жесткие рамки для исследований, ярлыки подавляют потенциал научных прорывов. Они также могут искажать данные, генерируя выводы, которые не отражают полной картины.
В одном из недавних исследований социологи получили результат, в котором утверждалось, что миллениалы с меньшей вероятностью, чем предыдущие поколения молодых людей, будут менять место жительства в течение следующего года. Прогоняя набор данных с помощью новой статистической модели, которая отделяет поколение от возраста и периода, исследователи пришли к новому выводу: «Очевидные различия между поколениями лучше объясняются другими факторами в модели, а не поколением».
Мы хотим понять друг друга
Как могут столь произвольные и часто ненаучные категории присутствовать в нашей жизни? Есть простой ответ: несмотря на их полупустые оценки, теория поколений, похоже, находит отклик у людей. После десятилетий воздействия на «активно продаваемые» ярлыки поколений американцы обычно отождествляли себя с категориями, в которые они были включены. Это особенно относилось к людям, рожденным в центре своих поколений; миллениал, родившийся между 1986 и 1990 годами, будет чувствовать себя более «миллениалом», чем его сверстники, родившиеся за пять лет до или после этого окна.
В некоторых случаях ярлыки поколений могут предложить что-то полезное. Помогать фиксировать социальные изменения таким образом, чтобы публика могла понять и идентифицировать себя с ними. Кроме того, помимо общепринятых определений поколений, люди могут понять на самом базовом уровне, что такое смена поколений — «мое поколение отличается от поколения моих родителей и моих бабушек и дедушек. И мои молодые взрослые дети познают мир иначе, чем я».
Однако молодые люди всегда сталкивались с другими социальными обстоятельствами, чем их родители в том же возрасте. Так, пожилые люди всегда выражают некоторую степень беспокойства или тревоги в ответ на отклонения в поведении молодых людей от норм, установленных в период взросления пожилых людей. Но какие бы ярлыки ни приносило будущее, кажется, что бедующие взрослые будут зацикливаться на предполагаемых недостатках характера своих младших собратьев — возможно, на их трудовой этике или их одержимости собой — в то время как молодежь оплакивает проблемы, брошенные им старшими. Чем больше вещи меняются, тем больше они остаются прежними.