В последние годы бизнес в России переживает потрясения за потрясениями. В 2020-ом все предприниматели пребывали в шоке от внезапно закрывшей весь оффлайн сектор пандемии, и если от последствий антиковидных мер мы все начали отходить и ситуация стабилизировалась, то ситуация 2022-го года, ограничения для российского бизнеса, уход из страны зарубежных компаний и другие последствия февральских событий во многом негативно сказались на перспективах начинающих предпринимателей.
Но есть стартапы, которые не только не боятся оставаться в игре, но и делают это прибыльно.
В декабре произойдет первое (!) и скорее всего последнее IPO в этом году. На Московской бирже появятся акции крупнейшей компании на своем рынке — Whoosh.
Стартап по шерингу самокатов запускался еще в 2019 году, прошел пандемию и события 2022-го года также не стали помехой для роста.
Идейным вдохновителем и основателем компании стал Дмитрий Чуйко. За 15 лет в S7 он прошел путь от отдела продаж до вице-президента по инновациям. Много путешествовал по миру с рабочими целями и из одной командировки вернулся с идеей — открыть сервис по аренде самокатов. Старался заразить идеей коллег, в итоге к нему присоединились трое — Егор Баяндин, Сергей Лаврентьев и Олег Журавлев. Сперва все четверо совмещали запуск стартапа и работу в компании, впоследствии сконцентрировались только на Whoosh. Каждый занимался развитием своего направления и в результате слаженной работы и личных сбережений порядка 1 млн $ стартап увидел свет и успешно запустился.
Постараемся разобраться, что именно позволило компании не только удержаться на плаву, но и привлечь внимание инвесторов.
Начнем с цифр:
- В этом году Whoosh расширили географию: в 2021-ом году “покататься” на самокатах от компании можно было в 25-ти городах, сегодня их уже 40, включая крупнейшие города Казахстана и Беларуси.
- Количество поездок выросло почти вдвое, до 46 млн. Количество пользователей уже выросло до 11 млн, при этом каждый, кто хоть раз в году был за рулем самокатов компании, делал это в среднем 9 раз.
- Количество парка самокатов выросло до 82 тысяч — опять-таки практически вдвое по сравнению с прошлым годом.
- Выручка компании, разумеется, также выросла — более чем в полтора раза: за 9 месяцев 2022 года она составила 6,3 млрд рублей, тогда как за аналогичный период прошлого года — 3,7 млрд рублей
- При всем этом показатели рентабельности также растут. Прибыль компании (по EBITDA) до вычетов по кредитам и налогам выросла с 2,5 млрд рублей до 3,2 млрд рублей.
Выглядит по показателям все очень и очень привлекательно. Компания держит первое место на российском рынке кикшеринга по выручке, количеству зарегистрированных пользователей и доле поездок в целом по стране.
Причин, по которым Woosh смогли опередить своих конкурентов и сравнительно быстро начать работать в плюс несколько.
В первую очередь — самостоятельные наработки. Еще до запуска основатели решили создавать свою систему IoT-модуля, который через интернет позволял разблокировать самокат и управлять поездкой. Конкуренты, которые запустились на год раньше (“Делисамокат” и Lite) работали иначе, первые выдавали самокаты вручную силами промоутеров, а вторые работали через Bluetooth. Обе компании кстати пропустили сезон 2019 года, когда запускался Whoosh. Сам замок компания тоже заимствовать не стала, с китайским было много проблем, поэтому вложились в разработку своего. Все это послужило тому, что взять в аренду самокат и проехаться на нем стало проще и быстрее, чем у конкурентов.
Грамотная оптимизация расходов. На первых этапах крупнейшей статьей расходов в компании была транспортировка самокатов до подзарядки, решили ее просто — с первыми инвестициями новую партию самокатов закупили со сменной батареей. Геополитика и экономика тоже влияет на бизнес и уже сейчас половину самокатов компания приобретает со сборкой в России. Whoosh максимально стремится к тому, чтобы создать полностью самостоятельно производство и не зависеть от зарубежных поставщиков: уже сейчас производят не только IoT-модули, но некоторые запчасти, в план иметь в парке полностью “свои” устройства.
Важным аспектом является само позиционирование компании. В Whoosh стараются идти по пути развития кикшеринга не просто как сервиса для развлечения, а как настоящего транспортного средства, которое позволяет перемещаться из точки А в точку Б. Кстати именно поэтому в компании отказались от франчайзинга — работают полностью своими силами.
Хотя изначально было несколько представительств, но местные предприниматели считали, что для их города будет достаточно несколько станций и открывать больше просто не имеет смысла, в руководстве компании же четко были уверены, что стратегия повсеместного размещения принесет свои плоды и не зря — в 2022-ом году доля транспортного сценария у поездок достигла 77%.
По итогу стоит сказать, что, с экономической точки зрения, за российский стартап нельзя не гордиться. Мы привыкли, что на западе много крутых стартапов, но забываем о том для чего в целом создается бизнес — для того, чтобы быть прибыльным. Скандально известный американский кикшеринг Bird, которым вдохновился Дмитрий Чуйко в этом году закрывается в Германии, Швеции и Норвегии и стремится достичь финансовой окупаемости, тогда как российский стартап как раз показывает экономическую стабильность и рост и, уже после IPO, планирует выходить на европейский рынок, где совсем не боится конкурентов, главное, чтобы “не вставляли палки в колеса”.
Купим немного акций и продолжим следить за Whoosh, последние новости на страничке ВК.