Если рассматривать государство, как сообщество индивидов, связанных определенными связями, целью которого является выживание этого сообщества. В разное время перед таким сообществом стоят различные угрозы, военные, экономические, социальные. Соответственно будут востребованы различные компетенции и социальные лифты будут выталкивать индивидов под актуальные задачи. С периодом военной опасности наиболее ясно, что делать, кого и как необходимо мобилизовать. В период экономической нестабильности ситуация усложняется и пути решения экономических задач уже не так очевидны.
А что делать в социальном плане, когда в обществе накопились усталость, недоверие и еще много разных недовольств? Как их выявить, сгруппировать, а главное расставить приоритеты? Как начать решать накопившиеся проблемы? Стоит ли ждать от чиновника или депутата, что они обретут необходимую проницаемость, начнут прислушиваться и делать что-то для людей? По-моему, ждать этого наивно. Даже если конкретный чиновник или депутат сам по себе человек не плохой и честный, они работают в системе. Которая сформировалась в период решения совершенно других задач, назовем такой период, когда человечность была в опале.
Разглядеть сверху в профессиональном аппаратчике человекоориентированность практически невозможно, за сладкими речами очень трудно понять реальный мотив. Проводить селекцию сложно, долго и как мы видим малоэффективно. Звучало предложение по созданию суда по которому можно проводить комплексную оценку работы чиновничества. Но есть опасения, во-первых, с такой работой не справиться самый мощный суперкомпьютер, во-вторых, приведет к раздуванию штата того же чиновничества. И самое главное, все это будет по факту. А до суда наши люди успевают такого наворотить, что потом наличность приходиться вывозить КАМАЗами.
По-моему, остается только путь с низу. Пора прекращать ждать чуда, надеется на доброго царя и искать отговорки. Необходимо от слов переходить к делу, как говорит Владимир Плотников «плюнуть и растереть». Нельзя пропускать бездействие и чванство чиновника, нужно требовать, писать письма и добиваться удовлетворительного результата. Если проблема актуальна и касается многих, можно объединить усилия, только важно научится слышать, а не пытаться переговорить или перекричать. Совместные усилия в разы эффективней.
На нерадивую власть можно влиять, особенно, когда у нее есть запрос на это. Потому что если такого запроса нет и государство перестало выполнять свою функцию противостоянию угроз, социальных угроз, то тем более необходимо начинать действовать. Активная гражданская позиция – это не только отстаивание своих интересов, это еще и безопасность государства.